Аргументы и факты,
22 ноября 2018 г.
Социальная гарантия государства. Как страховая медицина помогает россиянам 595 просмотров
Обращаясь за медицинской помощью, мы надеемся, что государство обеспечит нам должное качество услуг — нас встретят компетентные специалисты, не допускающие врачебных ошибок, поликлиника будет оснащена оборудованием по последнему слову техники.
Возможно ли это, и что для этого необходимо сделать — обсуждали участники круглого стола, посвященного проблемам развития системы обязательного медицинского страхования — пресловутой ОМС.
Россияне верят в возможности страховой медицины
Бесплатные медицинские услуги по системе ОМС россияне воспринимают как одну из ключевых социальных гарантий государства. Такой позиции придерживаются 52% россиян. Медицина важна почти также как бесплатное среднее образование (54%), занявшее первую строчку в рейтинге социальных гарантий.
Об этом свидетельствую результаты опроса ВЦИОМ, которые на круглом столе в ТАСС представил руководитель управления социально-политических исследований ВЦИОМ Кирилл Родин. По мнению социологов, население страны широко пользуется возможностями обязательного медицинского страхования (ОМС) и в целом положительно относятся к существующей модели. Так, 92% опрошенных обращались в медицинские учреждения, используя полис ОМС.
Оценивая значение ОМС в качестве социальной гарантии, Кирилл Родин отметил, что «в наборе, который был предложен в опросе, проявились две доминанты — образование и медицина. При этом стереотип о том, что медицина — это сервис, востребованный, в первую очередь, старшими поколениями — не подтвердился. Медицинские услуги актуальны для всех возрастных групп». Разница оказалась не существенной: образование набрало 54%, а ОМС — 52%.
ОМС — социальное завоевание граждан
При этом хотя большинство наших граждан воспринимают систему ОМС как безусловное обязательство государства, сама реализация права на бесплатную медицину должна быть реализована с учетом рыночных — страховых — механизмов. Сторонников госконтроля становится все меньше. Всего за полгода (с апреля по октябрь 2018) их доля упала с 38% до 33%.
Существенная часть исследования была посвящена тем мерам, которые, по мнению граждан, могли бы улучшить положение дел в отечественном здравоохранении. Наиболее эффективными шагами в этом направлении опрошенные жители страны считают контроль за профессионализмом врачей (42%) и персональную ответственность главврачей (39%). Особенно эти меры поддерживают представители старших поколений. А молодежь проявляет меньше интереса к «репрессивным» механизмам, предпочитая конкуренцию. В частности, молодым людям понравилась идея формирования рейтинга медицинских учреждений (28%), который позволил бы выбирать лучшие поликлиники и больницы.
Нужен независимый контроль за врачами
Кроме того, социологи обнаружили высокий запрос жителей страны на развитие независимого контроля качества медицинских услуг, например, со стороны страховых компаний. Такую установку поддержали 78% взрослого населения.
Созвучные исследованию ВЦИОМ результаты показал экспертный опрос, о котором рассказал руководитель ЦСП «Платформа» Алексей Фирсов. Он отметил консолидированную позицию экспертов по сложному для российского общества вопросу персональной ответственности пациента за свое здоровье — за выполнение предписаний врача, за соблюдение здорового образа жизни. «Когда пациент становится регулятором качества, он своим рыночным поведением, обратной связью начинает серьезно влиять на развитие всей системы. И здесь мы стоим перед проблемой смены стереотипа — пациент должен стать активным. Задача эта долгосрочная. Она не решается за 2-3 года, требуется, как минимум, 5-7 лет», — сказал Алексей Фирсов. Немаловажной проблемой ОМС эксперты назвали отсутствие застрахованности ответственности врачей.
Идею развития страховых механизмов регулирования медицины поддержал представитель страхового сообщества — вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Дмитрий Кузнецов. В первую очередь, он отметил, что результаты исследования в целом совпали с общим мнением пациентского, врачебного и страхового сообществ. «Все сходятся в одном мнении — необходимо планомерное развитие системы ОМС, ее расширение, — сказал представитель ВСС. — Выводы показали, что сейчас дело не только в медицинском страховании. Появляется еще один момент — страхование ответственности врачей. Формирование института страховой защиты человека в сложной ситуации и защиты медика при оказании им своей работы — это важнейший аспект совершенствования современной модели здравоохранения».
Александр Трошин, руководитель рабочей группы ВСС по развитию ОМС, напомнил, что реальное право выбора страховой компании появилось у граждан в 2011 г. Потому пока не сформировался стереотип ответственного пользования своими правами. «Государство со своей стороны делает очень много для формирования механизмов использования этих прав. Тот же институт страховых представителей. И не только. Это и требования к страховщикам, которые они обязаны соблюдать для защиты прав пациентов — они очень хорошо построены» отметил Александр Трошин. Но, по его словам, предстоит еще большой путь по выстраиванию пациентоориентированной модели, в которой и сам пациент будет активным и ответственным регулятором качества.
Страховые представители — адвокаты пациентов
Участвовавшая в круглом столе заместитель председателя ФОМС Елена Сучкова, комментируя результаты исследований, отметила, что в сфере защиты прав пациентов 2 года назад наметился прорыв, когда стал внедрятся институт страховых представителей. По ее словам, «институт страховых исполнителей является молодым — начал работать с июля 2016 г. Его деятельность направлена на реализацию пациентоориентированной модели, которая состоит в сопровождении пациентов на всех этапах оказания медицинской помощи — от первого обращения до решения сложных конфликтных ситуаций, иногда возникающих после лечения».
Представителя ФОМС поддержал Эдуард Гаврилов, член Центрального штаба ОНФ, заместитель руководителя Неврологического центра экстрапирамидных заболеваний и психического здоровья «ЦКБ с поликлиникой» Управления делами президента РФ. «Страховые представители сегодня — это адвокаты пациентов. Граждане могут и должны к ним обращаться. Сделать это очень просто. Телефон страховой компании указан на обратной стороне полиса. Звоните», — посоветовал Эдуард Гаврилов.
В итоге участники дискуссии сошлись во мнении, что грамотно использовать возможности системы ОМС и ответственно подходить к своему здоровью — оптимальное решение для каждого гражданина, стремящегося сохранить и улучшить качество своей жизни.
Вся пресса за 22 ноября 2018 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Исследования, Обязательное медицинское страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
2 октября 2025 г.

|
|
Лента.Ру, 2 октября 2025 г.
Лечение россиянина с разрывом аневризмы на отдыхе в Турции обошлось в миллионы рублей

|
|
Финмаркет, 2 октября 2025 г.
Число субъектов страхового дела в РФ по итогам 3-го квартала составило 204 - ЦБ

|
|
Автоновости дня, 2 октября 2025 г.
Названы самые надежные автомобили. Список из 10 моделей, которые вообще не ломаются

|
|
NEWS.ru, 2 октября 2025 г.
Россиянам объяснили, что изменится с новым законом об ОМС

|
|
АвтоВзгляд, 2 октября 2025 г.
Силовики пресекли деятельность банды автомобильных угонщиков в Подмосковье

|
|
Ингушетия, Назрань, 2 октября 2025 г.
Ситуацию на рынке автострахования обсудили в кабинете министров республики

|
|
Агентство Бизнес Новостей, Санкт-Петербург, 2 октября 2025 г.
Как сэкономить на ОСАГО и каско: советы автоэксперта

|
|
Bizmedia.kz, 2 октября 2025 г.
Страхование для ТЦ стало обязательным в Казахстане

|
|
Business FM Челябинск, 2 октября 2025 г.
Аграрии Челябинской области стали чаще страховать посевы

|
|
Inbusiness.kz, 2 октября 2025 г.
Астанчанин с помощью ИИ добился повышенной страховой выплаты

|
|
korins.ru, 2 октября 2025 г.
НСА сформировал оперштаб для мониторинга ситуации по ЧС в Башкирии

|
|
Медиакорсеть, Уфа, 2 октября 2025 г.
Туристический кошмар в Аланье: кто поможет уфимцам, пострадавшим в ДТП за границей?

|
|
За рулем, 2 октября 2025 г.
Названы машины с самым дорогим ремонтом после аварии

|
|
korins.ru, 2 октября 2025 г.
ВСС обратился к ЦБ с просьбой о поддержке в вопросах ОМС

|
|
Лента.Ру, 2 октября 2025 г.
Минздрав подготовил законопроект об изменениях в работе ОМС. Как нововведения могут отразиться на россиянах?

|
|
Финам.Ru, 2 октября 2025 г.
Акции страховщика Neptune выросли на 16% после IPO в США

|
|
Парламентская газета, 2 октября 2025 г.
Депутат призвал страховать электросамокатчиков и ограничить им скорость

|
 Остальные материалы за 2 октября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|